В.П.Сергеев
К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация: История Государственно-церковных отношений (ГЦО) в Советский период вызывает пристальный интерес. Поэтому историки задумываются над проблемой обобщения историографии ГЦО и вообще работ по истории РПЦ в XXвеке. Предлагается классифицировать исследования ГЦО с другой позиции – по фактическому содержанию исследований. В результате решения задачи можно получить дополнительный импульс за счет расширения рамок исторического метода.
Ключевые слова: История, Государственно-церковные отношения, Советский период, классификация, моделирование, периодизация, локальная история, религиозно-общественные процессы, почитание православных святынь.
История Государственно-церковных отношений (ГЦО) в Советский период вызывает пристальный интерес. Поэтому историки задумываются над проблемой обобщения историографии ГЦО и вообще работ по истории РПЦ в XXвеке. Так, появилась интересная публикация А.Л. Беглова[1], в которой предлагается классифицировать работы по 6-ти позициям, отражающим разные подходы в решении задачи. Такое свежее решение имеет очевидное преимущество над обычными принципами, поскольку позволяет оценить субъективность исследования и одновременно дать представление о размахе и диапазоне средств и методов решения проблем.
Однако, такая классификация, кроме преимуществ имеет и свои минусы. Наука здесь представляется как собрание центробежных изолированных научных направлений, зависящих порой от идеологических установок. Это повышает уровень непродуктивной дискуссии и изолирует усилия исследователей.
Мы предлагаем классифицировать исследования ГЦО с другой позиции – по фактическому содержанию исследований, что больше соответствует как научным целям, так и решению проблемных задач. С этой точки зрения в основной массе работ можно выделить три основные задачи:
Моделирование
– это исследования философско-правового аспекта ГЦО значительные усилия проявили М.И. Одинцов[2], Е.М. Мирошникова[3] и др. На основании Российского и зарубежного опыта проанализированы правовые основания ГЦО и выявлено большое количество моделей. Появляются исследования, которые выходят за дисциплинарные рамки Ю.Ю. Синелиной[4], Э.А. Солова[5] и др. методы исследования позволяют расширять представления о ГЦО.
Периодизация
– Этой важной проблеме уделили внимание практически все исследователи М.И. Одинцов, О.Ю. Васильева[6], М.В. Шкаровский[7] и др. Задача является прямым следствием проблем изучения моделей ГЦО и отражает постоянно меняющиеся отношения между церковью и государством. Однако, широкий разброс в оценках значительно понижает результат решения. При этом можно выделить несколько направлений рассматривающих причины изменение ГЦО:
а) Отношения центральных органов государства и церкви
— М.И. Одинцов[8], Прот.В.Цыпин[9], М.В. Шкаровский[10], свящ.А.Мазырин[11] и др. на основании документальных источников установили, что имела место эволюция политических взглядов Советской власти и руководства церкви, коллизий внутренней политики властных структур и кризис идеологии, качественное изменении структуры церкви и даже вероучения.
б) Церковное подполье
– прот.И.Мейендорф[12], прот.Д. Константинов, И. Андреев-Андреевский, М.И. Шкаровский[13], Беглов и др. установили, что нажим на Церковь приводил к ее расколу на множество неконтролируемых религиозных групп, при этом Советская власть теряла контроль над церковными организациями.
в) Статистическая оценка
— прот.В.Воробьев, Н.Е.Емельянов и др.[14], а также иг.Дамаскина (Орловского)[15]. Собирается и ведется обработка обширной статистической информации о жизни Церкви и репрессиях в отношении духовенства и мирян в СССР[16], что позволяет составить реальную картину ГЦО особенно в периоды усиления репрессий.
г) Причины внешней политики:
О.Ю. Васильева[17], иг.Митрофан (Шкурин)[18], и др. отмечают, что позиция Советской власти неоднократно менялась в зависимости от измены общего внешнеполитического курса и внутреннего расклада сил в Политбюро и ЦК партии.
Локальная проблематика
– решения в этом направлении характерны в основном для региональных исследователей, которые имеют доступ к обширным региональным архивам. Несмотря на недостатки обобщения в этой области исследователи получают интересные и значительные результаты, что позволит в будущем значительно расширить представления об истории ГЦО. К настоящему времени существует значительное количество обширных научных работ, освещающие отношения местных властей и церковных епархий практически во всех регионах.
Вывод
В результате применения такой схемы классификации заметно, что имеющиеся задачи могут получить дополнительный импульс за счет расширения рамок исторического метода. Например, нами на региональном материале была проведена работа по поиску зависимости ГЦО и религиозно-общественных процессов[19]. Оказалось, что религиозная общественность, концентрируясь вокруг почитания православных святынь, периодически оказывала некоторое влияние на формы модели ГЦО. Святыни, в условиях ограничения богослужебной деятельности РПЦ, стали центром сопротивления антирелигиозной политики государства состоящей в отрыве общества от всякой религии. А с другой стороны почитание святынь верующими являлось причиной умиротворения церковных расколов. Такое же влияние было замечено и в анализе периодизации региональных ГЦО, где почитание святынь сократило размеры репрессий в 1918-19 гг., 1924-26 гг.[20], 1928-31 гг.[21], 1947-49 гг.[22]
опубликовано: Современные проблемы изучения истории Церкви. МНК: Тезисы докладов. М.:МГУ, 2011.С. 221-224.
[1]Беглов А. Л. Основные подходы к описанию истории Русской Православной Церкви ХХ века. URL: http://www.hist.msu.ru/ (4.04.2011.)
[2]Одинцов. М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории ХХ века). М.: 1996.
[3]Мирошникова Е.М. Государственно-церковные отношения в Германии // Религия и право. 1998.-№1-2.
[4]Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в России(1989–2006). Журнал Государство, религия, церковь в России и за рубежом№ 4-5 2009. С. 77-88.
[5]Солова Э.А. Социальные и социокультурные детерминанты в механизме управления взаимоотношениями Русской Православной Церкви и государства. Электронный ресурс URL: www.bogoslov.ru (дата обращения 15.04.2011)
[6]Васильева О. Ю. Государственно-церковные отношения Советского периода: периодизация и содержание. Электронный ресурс URL: http://www.pravoslavie.ru/news/5206.htm дата обращения: 14/10/2014
[7]Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999
[8]Одинцов, М.И. Государство и церковь. – С.7, 23-24.
[9]Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917-1997. В 9 т. М., 1997.
[10]Шкаровский М.В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве…. Указ. Соч.
[11]Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х – 1930-х годах. М., 2006.
[12]Мейендорф Иоанн, протоиерей. О путях Русской Церкви // Мейендорф Иоанн, протоиерей. Православие в современном мире. – Клин, 2002.
[13]Шкаровский М. В. Тайные православные общины в Киеве в 1930-х гг. //XVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. М., 2006. Т.1. С. 146-157;
[14]В.Воробьев. Прот. Особенности документов следственных дел 20-40-х годов // VII ЕБК ПСТБИ. Материалы 1997 г. М., 1997; Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке //VII ЕБК ПСТБИ. Материалы 1997 г. М., 1997; Корнеев В.В. Преследования Русской Православной Церви в 50-60-х годах XXвека. //VII ЕБК ПСТБИ. Материалы. М., 1997. С. 212-217.;
[15]Дамаскин (Орловский), иг. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним: В 7 кн. Тверь, 1992-2003;
[16]База данных по новомученикам и исповедникам Российским. Электронный ресурс URL: http://pstbi@ccas.ru (дата обращения 10.04.2011).
[17]Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия //VII ЕБК ПСТБИ. М., 1997; она же. Февральская пресс-конференция митрополита Сергия — историческое осмысление и историческое наследие. // История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933). Мюнхен, 2002. С. 406-428;
[18]Иг. Митрофан (Шкурин). Русская Православная Церковь и Советская внешняя политика 1922-29 годах (по материалам Антирелигиозной комиссии). Вестник церковной истории. №1-2006 М.:2006. С.162-176.
[19]Сергеев В.П. Особенности формирования Государственно-церковных отношений в Уфимской епархии в период 1918-1959 гг. Журнал “Современная наука” №1 (4) 2011. С-Пб.:2011. С. 126-130.
[20]Сергеев В.П. Крестные ходы в Уфимской епархии в первые годы советской власти // XIX ЕБК ПСТГУ. т.1. М.: 2009. С. 288-294.
[21]Сергеев В.П. Открытое почитание святынь в Уфимской епархии в условиях репрессий 30-х годов. //Проблемы истории, филологии, культуры. №1(31) 2011. Магнитогорск:2011. С.126-135.
[22]Сергеев В.П. Судьбы святынь и подвижников Уфимской епархии в период 1940-50-х годов // XX ЕБК ПСТГУ т. 1. М.: ПСТГУ, 2010. С. 347-352.
Просмотров (294)